- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основы управления предприятиями ЖКХ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009433 |
Тема: | Основы управления предприятиями ЖКХ |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Институт отраслевого менеджмента Программа профессиональной переподготовки «Управление жилищным фондом (в т.ч. многоквартирными домами)» ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАНА ТЕМУ: «Основы управления предприятиями ЖКХ» Научный руководитель _________ Заведующий кафедрой управления (подпись) недвижимостью и проблем землепользования к. т. н., д. э. н. профессор Богомольный Евгений Исаакович (ученая степень, звание, фамилия, инициалы) Слушатель _________ Ладнюк Данила Николаевич (подпись) (фамилия, инициалы) Москва – 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………. 1.1. Понятие ЖКХ и основы направления его реформирования 1.2. Состав источников финансирования ЖКХ, их характеристика ... 1.3. Зарубежный опыт развития сферы ЖКХ……………………… 6 6 17 23 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖКХ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ……………………………………. 2.1.Анализ финансово-экономической деятельности ООО «УК «Содружество-М»………………………………………………………… 32 32 2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия………… 45 2.3. Анализ состава затрат и источников финансирования ООО «УК «Содружество-М»…………………………………………………... 50 2.4. Проблемы и направления повышения управления качеством услуг ЖКХ………………………………………………………………. 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……………………. 68 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. 72 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время наиболее важным моментом в функционировании любого предприятия является переход от управления производством к управлению стоимостью услуг, что сформировало сложную задачу вхождения предприятия на рынок, где главным условием нормального функционирования организации является ее безубыточность. Для выполнения этого условия хозяйствующему субъекту необходимо обосновать эффективность затрат. Проблема снижения себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства приобретает особое значение на современном этапе развития страны. В условиях работы промышленности, ее отраслей и отдельных предприятий на самофинансировании, самоокупаемости, снижение себестоимости становится основным источником увеличения прибыли предприятий и на базе этого - повышение технического уровня производства, удовлетворения потребностей членов трудового коллектива. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена. Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города. Одна из основных задач реформирования ЖКХ — создание конкурентной среды в жилищной сфере. Для этого необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными организациями. Частными собственниками являются физические или юридические лица, имеющие в собственности жилищный фонд, собственниками муниципального жилья — специализированные структуры или подразделения органов самоуправления. Основным требованием при формировании или выборе управляющей компании должна являться ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе и для частного капитала. В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за муниципальными унитарными предприятиями в хозяйственном ведении или за муниципальными учреждениями в оперативном управлении. Договорные отношения между организациями такой правовой формы и муниципалитетом в этом случае необязательны. Жилищный фонд находится на балансе указанных организаций, причем как муниципальная, так и приватизированная доля общего имущества собственников жилых помещений. Привлечение частного бизнеса к управлению муниципальным жилищным фондом исключает такую форму правоотношений. Для того чтобы организации разной формы собственности имели равные возможности для управления муниципальным жилищным фондом, существующие правоотношения должны быть изменены. Муниципалитет как собственник жилищного фонда должен заключать с управляющей компанией договор на управление жилищным фондом в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме. Доля муниципалитета в жилищном фонде находится на балансе у специализированной муниципальной службы или в городской казне. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный фонд на балансе и информирует соответствующие службы органов местного самоуправления об изменениях баланса. Целью выпускной квалификационной работы является исследование основ управления предприятием ЖКХ. Объект исследования – ООО «УК «Содружество-М», которое осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ; имеет расчетный счет в банке и обладает всеми необходимыми основными фондами и оборотными средствами. Задачи данной работы: -дать характеристику теоретическим основам управления и развития ЖКХ и современным проблемам, существующим в этой сфере; -изучить зарубежный опыт управления сферы ЖКХ; -охарактеризовать предприятие, функционирующее в системе ЖКХ; -дать характеристику финансовой деятельности и оценку источников финансирования; -выявить проблемы возможности повышения качества услуг предприятия ЖКХ. Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых экономистов по проблеме анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, нормативные и законодательные акты. При написании данной работы применялись такие методы исследования, как опытно-статистические, анализ литературных источников, методы сравнения и группировки данных. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.1. Понятие ЖКХ и основы направления реформирования Жилищно-коммунальное хозяйство - это многоотраслевой комплекс, не производящий материальные блага, а производящий услуги, направленные на обеспечение необходимых условий жизнедеятельности населения и предприятий различных отраслей экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство играет важнейшую роль в функционировании населенных пунктов, при этом жилищно-коммунальное хозяйство можно определить как инфраструктуру первичного уровня, тем самым подчеркивая значение жилищно-коммунального хозяйства, для жизнеобеспечения населенного пункта и его обитателей [23, с. 95]. В жилищно-коммунальное хозяйство входят предприятия, производящие следующие виды услуг: - эксплуатация жилищного хозяйства; - водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод; - теплоснабжение; - газоснабжение; - электроснабжение; - озеленение населенных пунктов; - ремонт дорог, мостов и набережных; - берегоукрепительные работы; - летняя и зимняя уборка дорог; - сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов; - гостиницы, бани, прачечные; - ритуальные услуги; - бюро технической инвентаризации [27, с. 187]. Можно сгруппировать эти услуги следующим образом. Во-первых, это отрасли, непосредственно связанные с функционированием жилого объекта (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение и т.д.). Во-вторых, это отрасли, обеспечивающие развитие инфраструктуры жилого района (озеленение, дорожное строительство, уборка улиц, вывоз отходов). В-третьих, отрасли, которые связаны с удовлетворением потребности населения в области быта (бани, прачечные, гостиницы и т.д.). Но более распространенным является деление жилищно-коммунальных услуг на жилищные, т.е. связанные с эксплуатацией жилого фонда, и коммунальные - т.е. поставляемые через различные коммуникации, которые связывают жилой фонд с поставщиками данных услуг. Коммунальные услуги являются крайне специфическими и обладают рядом уникальных характеристик: - использование в процессе оказания услуг сложной инженерной инфраструктуры, неразрывно связанной с конкретной территорией. В этой связи некоторые авторы предлагают «называть коммунальные предприятия естественными монополиями технологического типа (ЕМТ)» [27, с. 174]; - сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и др., в результате чего предприятия, поставляющие данный вид услуг, являются локальными монополистами на обслуживаемой территории; - невозможность для потребителя отказаться от получения услуг; необходимость поставки данных услуг в необходимом объеме в определенный срок - т.е. невозможность откладывания сроков поставки услуг; - зависимость от географических и климатических факторов; - зависимость от технико-экономических характеристик жилья и изначально заложенных в жилье благоустройств. Жилищно-коммунальные услуги, играя важнейшую роль в жизнеобеспечении населения, занимают особое место на потребительском рынке услуг. Это второе место в рейтинге отдельных видов услуг (после услуг пассажирского транспорта) в структуре расходов населения на оплату услуг, - в настоящее время удельный вес жилищно-коммунальных услуг повысился и занял первое место [12, с. 121]. Рост удельного веса данных услуг в структуре платных услуг населению вызван в первую очередь ростом тарифов. Из столь важной роли жилищно-коммунальных услуг в жизнедеятельности страны вытекает важность эффективности и устойчивости финансово-хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунальных услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство – сложная социально-экономическая система, обеспечивающая население, а также предприятия и организации других отраслей экономики необходимыми энергоресурсами, водой, коммуникациями, благоприятной окружающей средой. От деятельности предприятий и организаций этой отрасли во многом зависит функционирование всей национальной экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство ежегодно расходует более четверти всех энергоресурсов страны, а с учетом электро- и водоснабжения более трети. Особенности ЖКХ обусловлены его социальной и экономической значимостью, а также сложной системой взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, в первую очередь населения. ЖКХ является одной из самых больших отраслей экономики России. Общая стоимость основных фондов отрасли составляет более четверти основных фондов страны. По объемам реализации продукции жилищно-коммунальное хозяйство занимает третье место после газовой и нефтяной промышленности. В отрасли по России в целом работает более 56 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности, где занято более 3 млн. человек (рис.1.1). Рис. 1.1. Среднегодовая численность работников, занятых в отраслях экономики России (тыс. человек) Источник: [9, с.17] Главной особенностью жилищно-коммунального хозяйства является то, что это, возможно, самая социальная отрасль экономики. Деятельность ЖКХ направлена на удовлетворение важных потребностей человека, связанных с его жизнедеятельностью. Именно жилье создает условия развития человека и общества в целом, является ее материальной основой. В современных условиях общества даже кратковременные перебои с подачей электричества, тепла, воды вызывают крупные социальные и экономические бедствия. Удовлетворенность населения условиями проживания и работы, обеспеченность других отраслей экономики необходимыми ресурсами является важным фактором развития общества. ЖКХ города – это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы. Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют в ЖКХ, тем самым подчеркивая первостепенность для местных властей задач обеспечения населения теплом, водой, электричеством перед другими вопросами. Эта важнейшая сфера, накопленная множеством проблем, представляет собой благодарное поле для инноваций и применения специального экономического инструментария. Однако на сегодняшний день эта сфера остается убыточной и неэффективной сферой экономики нашей страны. Сложившаяся ситуация связана с целым рядом проблем, которые требуют безотлагательного решения. Сегодня, вместо ожидаемого прогресса, вся система жизнеобеспечения городов и населенных пунктов находится на критической отметке, прежде всего, потому что средний уровень износа инженерных коммуникаций составляет порядка 60% и около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования современных систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий ЖКХ, и в первую очередь связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение). Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков коммунальных услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Названные и другие особенности ЖКХ определяют специфику денежных отношений, складывающихся в его финансовом хозяйстве. Это относится к составу и структуре доходов и накоплений управляющих организаций, предприятий, обеспечивающих функционирование жилищного фонда, и предприятий-поставщиков коммунальных услуг, к их рентабельности и прибыли, к источникам финансирования и инвестирования. Специфика проявляется и в организации финансового хозяйства ЖКХ в силу вышеперечисленных и иных технико-экономических особенностей обслуживания различных видов жилищного фонда, а также в силу государственного регулирования отрасли. В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство России, несмотря на реформирование отрасли, проводимое с начала 90-х годов, все находится в состоянии кризиса. Жилищно-коммунальное хозяйство испытывает дефицит финансовых ресурсов, недостаток квалифицированных кадров, страдает слабостью материально-технической базы. Перевод основной части коммунальных предприятий в муниципальную собственность позволяет до настоящего времени сохранять относительную стабильность функционирования отрасли. Но бюджеты территорий несут значительные расходы по их содержанию. По данным Министерства финансов РФ расходы на ЖКХ в общей структуре расходов органов местного домоуправления составили в среднем около 20%, при этом в отдельных муниципальных образованиях доля расходов на поддержку ЖКХ достигает 60%. Практика остаточного финансирования отрасли, существовавшая в советский период, а затем резкое ухудшение социально-экономического состояния России в 90-е годы вызвали значительное снижение объема финансирования, что закономерно привело к лавинообразному росту износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. В отрасли наблюдается постоянный рост числа аварий, чрезвычайных ситуаций и причиняемого ими ущерба народному хозяйству. Расчеты показывают, что затягивание сроков проведения капитального ремонта на 7-10 лет приводит к увеличению его стоимости в 2,5 раза. Между тем капитальный и планово-профилактический ремонт практически повсеместно в отрасли замещен аварийным ремонтом. Анализ современного состояния жилищного фонда страны показывает, что 11% жилищного фонда страны нуждается в неотложном капитальном ремонте; 9% - в реконструкции. Порядка 1,8% жилья отнесено к категории аварийного и ветхого, в котором проживает около 2% населения страны. Жилищно-коммунальное хозяйство является высокозатратной отраслью. Здесь потребляется свыше трети всех энергетических ресурсов страны, при этом тепловая, электрическая энергия, вода расходуются крайне расточительно. Высокая изношенность основных фондов, технологическая отсталость отрасли привели к тому, что при равных природно-климатических условиях удельное водопотребление в России превышает аналогичные показатели развитых европейских стран в 2-3 раза, потребление электрической и тепловой энергии - в 3-4 раза [23,c.164]. Для отрасли характерны низкий уровень оплаты труда, задолженность по выплате заработной платы. В результате происходит снижение производительности труда, отток квалифицированных кадров из отрасли, падение уровня жизни работников, занятых в отрасли. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших задач в системе социально-экономических преобразований, проводимых в современной России. К началу нового десятилетия стало очевидно, что кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства представляет угрозу национальной безопасности и не только по экономическим соображениям. Действительно затраты на содержание этого комплекса в его нынешнем виде очень высоки как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной системы. Но главное то, что кризис в ЖКХ сдерживает общественно-экономическое развитие страны в целом, тормозит развитие других отраслей народного хозяйства. У проблемы есть социальная сторона. В России уровень развития жилищно-коммунальной сферы не соответствует современным требованиям. В начале 21 века по-прежнему остро стоит жилищная проблема. Обеспеченность жильем на душу населения в 2-3 раза ниже, чем в экономически развитых государствах. Значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет современным понятиям комфортности. Около 30% - а это около 40 млн. граждан страны проживает в домах, не оборудованных водоснабжением, канализацией, центральным отоплением. Значительно снизилась надежность инженерной инфраструктуры. В результате участилось количество аварий, а во время отопительного сезона в условиях сурового климата большей части нашей страны это чревато серьезными социальными последствиями. Оздоровление жилищно-коммунального хозяйства является одной из основных мер по предотвращению грядущей демографической катастрофы [9,c.86]. Рыночные преобразования в отрасли предусматривают повышения эффективности функционирования предприятий и организация этой сферы, прежде всего, за счет более рационального использования ресурсов. В этой связи, большое значение имеет организация эффективного управления затратами, направленного на их снижение. 1.2. Состав источников финансирования ЖКХ Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования. Не следует, однако, воспринимать этот вид анализа как простое расчленение объекта и описание составляющих его частей. Любой экономический субъект является сложной системой со множеством взаимосвязей как между его собственными составляющими, так и с внешней средой [12,c.190]. Простое выявление и описание этих связей тоже мало что даст для практической деятельности. Гораздо важнее другое: с помощью аналитических процедур выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы его будущего состояния, после чего на основе этих прогнозов строятся планы производственной и рыночной активности и разрабатываются процедуры контроля за их исполнением. Финансовое состояние любого предприятия, в т.ч. отрасли ЖКХ, является важнейшей характеристикой его хозяйственной деятельности. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить степень гарантирования экономических интересов как собственников предприятия, так и его деловых партнеров. На сегодняшний день существует несколько источников финансирования ЖКХ. Финансирование затрат жилищно-коммунального хозяйства осуществляется главным образом из двух источников: платежей потребителей и бюджетных средств. Платежи потребителей состоят из платежей населения и прочих пользователей жилищно-коммунальных услуг (бюджетных организаций и коммерческих предприятий). В связи с низкими тарифами для населения и наличием льготных тарифов для некоторых категорий граждан и ряда организаций жилищно-коммунальное хозяйство дотируется из бюджета на сумму недополученных от этих потребителей доходов. Рассмотрим подробнее каждый из источников финансирования. Оплата жилья и коммунальных услуг потребителями. В соответствии с законом РФ от 6 октября 2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются органами местного самоуправления. В то же время в соответствии с Конституцией РФ и Постановлением Правительства РФ от 9 марта № 199 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» субъекты Федерации также вправе утверждать тарифы на ЖКУ. Таким образом, тарифы на некоторые виды услуг жилищно-коммунального хозяйства устанавливаются совместным решением властей разного уровня [4,c.15]. Необходимость тарифного регулирования на ЖКУ возникает вследствие экономической природы этих услуг. Известно, что рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако потребление ЖКУ слабо зависит от изменения цены на эти услуги, то есть услуги ЖКХ являются слабо эластичными по отношению к спросу. Отсутствие взаимозависимости между ценой и спросом позволяет производителям определять цену на товар по сумме затрат. Структура средств, поступающих от пользователей в качестве платежей за ЖКУ, представлена на рис.1.2. Рис. 1.2. Структура средств, поступающих от потребителей ЖКУ Источник: [10, c.89] При отсутствии конкуренции, а в ЖКХ этот чисто экономический метод ценового регулирования возможен лишь в ограниченном масштабе, производители ЖКУ не заинтересованы в снижении затрат. Напротив они заинтересованы в их росте, так как абсолютная величина прибыли, определяемая как доля от общих затрат, увеличивается вместе с ростом затрат. Таким образом, в виду отсутствия естественных регуляторов цены на ЖКУ регулируются административными методами, путем установления тарифа. Оплата за ЖКУ производится по тарифным ставкам, дифференцированным в зависимости от категорий потребителей: - население; - бюджетные организации; - промышленные и приравненные к ним предприятия. Население оплачивает ЖКУ по тарифам ниже себестоимости. Кроме того, многие категории граждан имеют еще и льготы по оплате ЖКУ. В результате предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства несут убыток при реализации своей продукции населению. Убыток компенсируется бюджетом в форме целевых дотаций, а также средствами, образующимися за счет перекрестного субсидирования. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги по нормам нового Жилищного кодекса включает в себя: - плату за пользование жилым помещением (в случае найма); - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению и содержанию и текущему ремонту общего имущества в этом доме, а для собственника помещения в многоквартирном доме еще и плату за капитальный ремонт общего имущества в соответствующей доле; - плату за коммунальные услуги, включающую плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. В советский период тарифы на ЖКУ для населения поддерживались за счет государственных дотаций на чрезвычайно низком уровне, что преподносилось как одно из важнейших социальных завоеваний. Начиная с 1992 года тарифы постоянно растут, увеличивая долю населения. Вторая группа потребителей, к которым относятся бюджетные организации, оплачивают услуги коммунальных предприятий по тарифам, установленным на уровне себестоимости. Данная группа потребителей наименее дисциплинированный плательщик, имеющий огромные долги перед ЖКХ. Как правило, эти организации имеют важное социальное или стратегическое значение и по этой причине их невозможно отключить от потребления ЖКУ. Таким образом, складывается ситуация, когда предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства фактически финансируют государственные функции за счет своих средств. И третья группа – промышленные и приравненные к ним предприятия оплачивают ЖКУ по завышенным тарифам, иногда превосходящим себестоимость в несколько раз. В результате имеет место, так называемое, перекрестное субсидирование, когда промышленная группа за счет более высокого тарифа субсидирует другую группу с низкими тарифами. Ликвидация перекрестного субсидирования является одной из основных задач реформирования финансовых отношений в отрасли. Негативная сторона перекрестного субсидирования состоит в том, что, во-первых, это не соответствует рыночной природе и искажает мотивацию экономических субъектов, во-вторых, отрицательно сказывается на финансовом состоянии промышленных предприятий. Несмотря на то, что борьба с перекрестным субсидированием ведется с самого начала процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, к ее настоящему этапу она не завершена. Бюджетные средства. В финансировании жилищно-коммунального хозяйства принимают участие бюджеты всех уровней. Но хотелось бы заметить, что с точки зрения предприятий и организаций ЖКХ уровень бюджета, который финансирует те или иные их услуги не имеет для них принципиального значения. Поэтому рассмотрим обязательства бюджетов всех уровней как единого источника финансирования. В условиях централизованного финансирования жилищно-коммунального хозяйства в бюджете предусматривались, так называемые «защищенные статьи» на финансирование: - разницы в тарифах по ЖКУ, оплачиваемых населением; - плановых убытков; - благоустройства территорий; - капитального ремонта жилищного фонда; - содержания спасательных станций. В настоящий момент данные статьи упразднены, но в целом сходство сохранилось, и они учитываются при расчете дотаций вышестоящего бюджета нижестоящему. Ежегодно в бюджете предусматриваются следующие расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства: 1. Дотации на покрытие убытков и разницы в тарифах. Представляют собой форму компенсации предприятиям и организациям ЖКХ убытков от реализации населению ЖКУ по тарифам ниже себестоимости. Причин возникновения убытков несколько. Во-первых, региональные власти вправе установить уровень платежей населения, покрывающий лишь часть экономически обоснованных затрат, с условием компенсировать разницу за счет бюджетных средств. Во-вторых, органы власти различных уровней, вправе установить для отдельных категорий граждан льготный тариф на оплату ЖКУ при этом, беря на себя обязательство, компенсировать сумму скидки с тарифа из средств соответствующего бюджета. 2. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Законодательство позволяет домохозяйствам расходовать на оплату ЖКУ не более установленной доли семейного бюджета. В результате сумма доходов, недополученная предприятиями и организациями ЖКХ, должна быть компенсирована бюджетом. Размер субсидии составляет разницу между установленной долей и фактической стоимостью ЖКУ, потребленных в пределах установленных норм. Т.е. сверхнормативное потребление субсидированию не подлежит. Обязательным условием предоставления субсидии является отсутствие задолженности за ЖКУ или заключение соглашений о ее погашении. Финансирование субсидий осуществляется местными бюджетами за счет субвенций предоставляемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. При этом если раньше финансировались непосредственно предприятия и организации ЖКХ, бюджетные средства должны передаваться на специальные счета, открытые гражданами – получателями субсидий в уполномоченных банках. Предполагается, что введение системы персонифицированных счетов повысит эффективность расходования бюджетных средств, за счет повышения экономической зависимости предприятий и организаций ЖКХ от непосредственных потребителей ЖКУ. 3. Дотации на благоустройство, капитальный ремонт, ритуальные услуги, содержание спасательных станций и прочие. За счет бюджетных средств осуществляется озеленение, освещение, уборка улиц, капитальный ремонт государственного и муниципального жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные дотации на содержание ЖКХ предусматриваются в бюджетах всех уровней, но непосредственное финансирование производится из местного бюджета. Эффективность функционирования хозяйственной деятельности в рыночной экономике отражает финансовое состояние предприятия, отрасли — совокупность экономических и финансовых показателей, характеризующих способность предприятия, отрасли к устойчивому развитию, в т.ч. к выполнению им финансовых обязательств [17, с. 217]. Что такое «финансы жилищно-коммунального хозяйства»? В чем их специфика? Под финансами понимается определенная сфера экономических отношений, которые опосредуются денежными потоками и возникают в процессе образования и использования всего многообразия фондов денежных ресурсов как на микро-, так и на макро-уровне экономики в ходе формирования доходов и накоплений предприятий, а также распределения и перераспределения создаваемого национального продукта [28, с. 84]. Из этого вытекает определение финансов организации. Финансы организации - составная часть финансов страны, самостоятельная экономическая категория, функционирующая, в частности, в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода [11, с. 147]. Из данного определения вытекает понятие «финансирование», т.е. «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие отрасли, предприятия». И для поиска оптимальных путей финансирования важное значение имеет «финансовый механизм предприятия — составная часть хозяйственного механизма предприятия; совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает рентабельную работу и получение максимальной прибыли» [27, с. 97]. Таким образом, можно сформулировать следующее определение: финансы жилищно-коммунального хозяйства представляют собой экономические отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов при предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Как видно из формулировки, при определении категории финансов во главу угла ставятся денежные отношения. И специфика финансов жилищного коммунального хозяйства заключается в конкретизации субъектов данных отношений. Денежные отношения сферы жилищно-коммунального комплекса связаны со следующими экономическими субъектами: 1. потребители жилищно-коммунальных услуг - потребители жилищных услуг Потребителем жилищных услуг является лицо, проживающее в жилищном фонде. Жилищный фонд неоднороден и подразделяется в первую очередь по видам собственности. Согласно Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 № 9-ФЗ, от 21.04.1997 № 68-ФЗ, от 10.02.1999 № 29-ФЗ, от 17.06.1999 № 113-ФЗ, от 08.07.1999 № 152-ФЗ, от 24.12.2002 № 179-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) [5, с. 48] выделяются следующие виды жилищного фонда: 1) Частный, включающий фонд, находящийся в собственности граждан, и фонд, находящийся в собственности юридических лиц. Частный фонд в настоящее время составляет 68 % всего жилищного фонда в РФ [20, с. 157]. 2) Государственный, включающий ведомственный фонд, состоящий в федеральной собственности, и ведомственный фонд, состоящий в собственности субъектов РФ. Государственный фонд составляет 6 % жилищного фонда в РФ [20, с. 163]. 3) Муниципальный, на который приходится 24 % жилищного фонда [20, с. 167]. 4) Общественный, т.е. фонд, состоящий в собственности общественных объединений — 2 %. - потребители коммунальных услуг Выделяются следующие потребители коммунальных услуг: 1. Лица, проживающие в жилищном фонде, т.е. население; 2. Бюджетозависимые организации. Данные организации различаются в зависимости от бюджета, из которого финансируются: - организации, финансируемые из федерального бюджета; - организации, финансируемые из бюджета субъектов Федерации; - организации, финансируемые из бюджета органов местного самоуправления. 3. Прочие организации. 2. публичная власть Особенностью финансов жилищно-коммунального комплекса является наличие непосредственных финансовых отношений с публичной властью в виде получения бюджетных средств. Денежные средства поступают прямо или косвенно (через оплату предоставленных услуг бюджетозависимым организациям) жилищно-коммунальному хозяйству из бюджетов всех уровней публичной власти: - федеральный бюджет - бюджеты субъектов Федерации - местные бюджеты. Прямые финансовые отношения жилищно-коммунальное предприятие чаще всего имеет с бюджетом местных органов, но формирование потоков происходит во взаимодействии всех трех уровней пу....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: